Каменногорск.ру

Сеппо Симонена "Антреа"

Предисловие

    На собранииобщества Антреа - Сеура, проходившего осень 1949 года, родилась мысль о создании юбилейного издания книги, посвященной истории Антреа и финских общин, ранее расположенных на берегу р. Вуоксы. Когда фонд "Вуоксен Сяятиё" дал свое согласие на финансовую поддержку печатания упомянутой книги, появилась возможность работать над её созданием. Переговоры привели к тому, что примерно год назад я приступил к написанию нового юбилейного издания.
    Работа из-за скудности материала претерпела многие трудности. Большой, ухоженный архив прихода Антреа целиком и полностью остался на бывшей территории, поэтому, например, материал объёмной части книги, затрагивающей муниципальную жизнь, основывается в большинстве своём на разрозненных газетных статьях, а также воспоминаниях. То же относится и к некоторым объединениям и коммерческим организациям, Однако я надеюсь, что этот труд, несмотря на некоторые пробелы, сможет выполнить свою задачу, то есть вернуть к памяти жителей Антреа и Вуоксенранта их дорогую родную волость такой, какой она была накануне прощания с ней осенью 1944 года.
Как может заметить читатель, книга не стремится дать полную историческую картину, начиная с давних времён, когда Антреа, будучи частью уезда Яски, впервые появился на страницах истории Финляндии. Отправной точкой здесь является строительство карельской железной дороги в начале 90 - х годов XIX века, что и направило материальную и духовную жизнь Антреа на совершенно иные, новые пути. Речь идёт о 50 -летней истории общины, хотя по некоторым вопросам было необходимо вернуться по времени назад в рамках, дозволенных источниками.
    Не будучи уроженцем тех мест, я связан с Антреа, а также знаком со всей Карелией, благодаря тому, что моя жена происходит из рода Олкануора, поэтому я не смог придать этому изданию того местного колорита, а котором, несомненно, нуждается данная книга. Для того чтобы загладить этот недостаток, по моей просьбе земледелец Юхо Курки дал объёмное и достойное описание деревни, которое находится в конце книги, Я благодарю Курки, так же как и  заведующего магазином Ханнеса Мартикайненя за сотрудничество и полученную от них помощь.

Хельсинки, осень 1951 г., Сеппо Симонен


Далёкое прошлое Антреа Начало истории карельской общины, носящей название Антреа, переносит нас во времени назад, в XIV век. За обладание землями юго-восточной Финляндии и реки Невы в начале этого столетия происходили сражения, участниками которых выступали с одной стороны Швеция - Финляндия, а с другой могучий российский торговый город Новгород.

Десятки лет продолжались бои, при которых шведы пытались достичь Кякисалми (Приозерска), а новгородцы Выборга. 12 августа 1323 года на острове Пяхкинясаари (о. Орешек) был, наконец, заключён "Вечный мир" (Ореховский мир), о чём и было торжественно заверено в соответствующем документе, согласно условиям мира великий князь новгородский Юрии уступал три карельских уезда Саво, Яски и Яюряпяя королю Швеции. На практике это означало то, что значительная часть территории, именуемой Карелия, попадала под влияние западного просвещения и римско-католической церкви.

Тот самый уезд Яски, который впервые упоминается в тексте мирного договора от 1323 года, по своей территории был значительно шире, чем более поздний Яски. Помимо одноимённого центра уезда в него также входили Руоколахти, Раутъярви, Кирву, Антреа и Вуоксенранта. Образованный из этих территорий уезд, расположенный вокруг верховья р. Вуокса, к тому времени являлся одним из самых густонаселённых в стране. Согласно первым данным от 1571 года количество жителей уезда составляло около 9000 человек.

Ещё в XIV веке уезд Яски стал единым церковным приходом, который согласно господствующему в римско-католическом мире обычаю получил название Святого Петра. Церковь построили на берегу Вуоксы, где и решались вопросы прихода насколько это было возможно в связи с далёкими расстояниями для прихожан и отсутствием у многих нормальных средств передвижения. Со временем заметили, что тогдашний так называемый Большой Яски оказался слишком велик для одного прихода. Первым от него отошёл Руоколахти, а также входящий в него Раутьярви, что произошло только в 1572 году. Приблизительно в тоже время Кирву стал капелланским приходом. Он по-прежнему являлся в подчинении у церкви главного прихода Яски, однако за всеми делами прихода Кирву теперь следил собственный капеллан, и богослужения теперь проводились в своей церкви.

Страница 2>>