Каменногорск.ру

Сеппо Симонена "Антреа"

Жители деревень Нижней Вуоксы, принадлежащие к южной части прихода Яски, также ощущали на себе бремя крайне длительных поездок в церковь прихода, поэтому они очень желали иметь свою церковь. В 1688 ГОДУ было составлено прошение государю, касающееся права на постройку церкви, на о. Нармасаари, который находился возле места переправы под названием Куукауппи, было собрано необходимое количество брёвен. Этот остров посчитали наиболее подходящим местом для новой церкви. (Ещё раньше он был соединен с восточным берегом Вуоксы узкой насыпью, а со снижением уровня воды в реки попасть на остров становилось ещё легче). Однако прошение не нашло должного отклика в верховных кругах, и на протяжении последующих нескольких десятилетий, прошедших под знаком тяжелых испытаний, затея о постройке церкви так и оставалась на заднем плане.

Наступили голодные 1695-1697 годы, которые значительно сократили количество населения прихода Яски. Обычно ежегодно умирало около 40 прихожан, а в 1697 году количество умерших составило 1029 человек. Только 12 апреля того же года было похоронено 150 человек и немногим позже этим же днем еще 90. И едва люди пережили это испытание, как в 1700 году очутились в круговерти Северной войны и "великого лихолетья". Уже в 1710 году Яски целиком принадлежал русским, и в волости повсюду процветала жестокость и лютость. Сохранившие свои жизни бежали из этих мест или попрятались в лесной глуши. Именно с той поры среди карел (финских - прим. пер.) сохранилась пословица: "Кой - крепость пала, но крепость Сокка стоит". Этим самым подразумевалось, что враг нашел только одно место в Яски, точнее сказать в Антреа, где скрывались местные жители. Тогдашний настоятель Эрнст Гестриниус со многими своими подручными бежал в Швецию. По заключённому в 1721 году в городе Уусикаупунки мирному договору уезд Яски был поделен надвое, а его южная часть отошла к могущественной Российской империи.

Проследим далее за этапами развития той южной части. После демаркации границ государств в 1723 году церковное управление, Петербургский синод дал распоряжение, по которому отошедшим к российской стороне жителям 180 дворов уезда Яски следовало или примкнуть к ближайшим российским приходам, то есть к Ряйсяле или Муоласу, или же приступить к постройке собственной церкви. Им более нельзя было посещать финские церкви, оставшиеся на сопредельной территории.

Так же синод обязал настоятеля выборгского собора Кристиана Мелартопаеуса осуществить контрольную поездку в приграничные районы и сообщить местному населению об этом постановлении. Таким образом, потеряв контакт с церковью Святого Петра и церкви в Кирву народ Яски не усматривал иного способа как построить собственную церковь, потому что путь до церквей Ряйсялы и Муоласа был слишком долог. "Поэтому они пришли к единогласному решению, что содержать", как говорится в одном старом документе. Жители незамедлительно приступили к осуществлению практических мер. Уполномоченный жителями Яски местный налогосборщик и администратор, владелец поместья Кяриниеми Свен Висинг отправился в Петербург просить о разрешении на постройку новой церкви и назначении к ней священника. В то же время у выборгского капеллана шведского и финского прихода Самуэля Алопаеуса осведомились о его желании стать настоятелем нового приграничного прихода. Обе инициативы привели к Положительному результату. Разрешение на постройку церкви было получено 21 октября 1724 года, вместе с тем Алопаеусу была вручена грамота на должность настоятеля нового будущего приграничного прихода. После более точного изучения жители отказались от ранее выбранного места для строительства церкви на Наармасаари. Было решено установить её на находящемся тремя километрами севернее так называемом перешейке Хатула, который считали более подходящим для упомянутой цели из-за более сухого места и его песчаной почвы. В феврале 1725 года началась рубка леса, который отвозили на место строительства и вскоре для этой цели нанятые 13 русских плотников " именем Святой Троицы " принялись возводить церковь. Следует отметить, что в связи с пережитым голодом и войной в Выборге не могли для выполнения данной работы найти финских плотников, мастерство которых все-таки было бы значительно лучшим. Церковь была построена в начале марта 1725 года, а через год 13 февраля соборный настоятель Мелартопаеус торжественно освятил её. Он также произвёл Самуэля Алопаеуса в должность местного настоятеля.

Новая церковь получила название церкви Святого Андрея. Таким образом новый приход и волость (они составляли единое целое до 1865 года) начали называть не именем Святого Андрея, а попросту Антреа. У происхождения данного названия имеются два объяснения. Главный приход Яски ранее носил величественное имя Святого Петра и так как братом Петра был Андрей, поэтому Антреа казался очень подходящим названием. Однако, несмотря на свою принадлежность России члены нового прихода упрямо называли себя жителями Яски. Согласно второму, более прозаичному объяснению слово Антреа происходит от названия некоего мыса на реке Вуоксе, которого местные жители именовали Антерниеми. По некоторым воспоминанием на этом мысу до постройки церкви находился молитвенный дом. В лице Алопаеуса приход Антреа получил подходящего человека на роль первого его руководителя. Он принадлежал роду, который оставил глубокие следы в истории просвещения в Восточной Финляндии. Он работал серьезно и усердно на благо духовного и материального развития своих прихожан. Уже начиная с первого года своей деятельности, он начал составлять точные списки крещенных, обвенчанных и умерших, а с 1727 года также и конфирмационные книги, которые являются предшественницами нынешних церковных книг. При содействии коронного фогта неподалеку от церкви был построен дом для священника, которому отошла земля с торпами в деревне Ниеменкюля на перешейке Хатула. Те же русские плотники, которые принимали участие в постройке церкви, в 1730 году установили и часовню. Из Стокгольма туда был доставлен колокол, который весил 17 лиспундов (1 лиспунд = 8,5 или 10 кг. прим. перев.) и стоил 76 рублей. Также упомянем, что еще в роковые дни Зимней войны тот же самый колокол, один из трёх церковных колоколов, призывал жителей Антреа на богослужение.

<<Страница 1 Страница 3>>